Канал герцога Вюртембергского

        Канал герцога Вюртембергского, или Северо-Двинская водная система, проходит по центральной части Вологодской области. Соединяя р.Шексну с р.Сухоной, она тем самым связывает бассейны рек Волги и Северной Двины. Вместе с тем имеет и местное значение, обеспечивая товарную и пассажирскую связь Вологды с пристанями на Кубенском озере, а также с Кирилловым и Череповцом. Об устройстве канала между Шексной и Кубенским озером, который бы связал столицу с Архангельским портом, мечтал еще Петр I. К практическому осуществлению замыслов Петра приступили только в начале 19 в. Осмотром местности и проектными работами в 1823 году руководил герцог Александр Вюртембергский, тогда главнокомандующий Ведомства путей сообщения и публичных зданий. К работам на трассе приступили лишь в 1825 году. Строителям пришлось проделать очень значительный по тому времени объем работ. Канал начинался в Топорне искусственным шлюзованным каналом, который до входа в Сиверское озеро тянулся почти на 7 километров. Строители превратили речку Карботку в канал диною 1,34 км, который стал называться Кузьминским, углубили дно реки Поздышки протяженностью в 3,4 км , соединяющей озеро Бабье (Покровское) с Зауломским; пройдя по последнему, путь снова попадал в копаный канал длиною 6,23 км, пересекающий Вазеринское озеро. Далее шел озером Кищемским и каналом в 4,04 км, оканчивающимся шлюзом у соединения с рекой Итклой. Следуя Итклой и Благовещенским озером длиною 6,4 км путь переходил в реку Порозовицу длиною 34,14 км, впадающую в Кубенское озеро. Преодолевая водораздел между Шексной и Порозовицей, стоители сделали шесть шлюзов на Волжском склоне, поднимающем суда 11,4 м и семь шлюзов на Двинском склоне, опускающих суда на 13,5 м. Несмотря на большой объем работ и громадные трудности, встретившиеся при строительстве, Кирилловский канал был построен за короткий срок. Уже в мае 1828 г. он был открыт для судоходства. Новый канал, примыкающий к Мариинской системе с востока привлек к себе усиленное судоходство. По новой системе пошли транзитные грузы: дубовый лес в Архангельск, а в обратном направлении из богатых сосновым лесом районов Севера сплавлялось большое количество сосновой и еловой древесины на Волгу и особенно по Мариинской системе к Петербургу. Первоначально путь для судов по системе был одинакового размера с Мариинским, а именно длиною 27,7 м, шириною 8,25 м. В 1861-1866 годах шлюзы на канале были удлинены. Позже, по мере обветшания шлюзовых камер, они неоднократно перестраивались, несколько удлинялись и концу 20 в. допускали проход судов длиной 42,6 м. Очередная реконструкция канала проводилась в 1916 г. во время первой мировой войны в большой спешке. Строители перестроили шлюзы для пропуска судов размером 85 на 12,7 м, подключили к системе реку Итклу через Ферапонтовское озеро. В первые годы Советской власти на системе герцога Вюртембергского проводились кое-какие улучшения: расчистка фарватера, углубление каналов. Название изменили на Северо-Двинский водный путь. Роль его, особенно после постройки Беломорканала, постепенно уменьшалась. Путь из Белого моря в Онежское озеро по Волго-Балту оказался несравненно совершеннее и удобнее для новых типов судов. Только в годы Великой Отечественной войны потребовалось провести еще одну реконструкцию водной дороги от Шексны до Сухоны. После неоднократных перестроек в системе осталось 7 шлюзов - три на Топорнинском канале, один на Кишемском, два на реке Порозовице и один на Верхней Сухоне. Долгое время система активно использовалась для пассажирских перевозок, которые осуществляло Сухонское пароходство. Постоянно действовала линия Вологда - Кириллов. С 1957 г. действовала еще одна линия Череповец - Кириллов. К середине 70-х годов проложена асфальтированная дорога Волгода - Повенец с отворотом на Кириллов. Рейсы на пароходах стали нерентабельными. Пассажиры предпочитали трехчасовой путь на автобусе двадцатичасовому на пароходе, и они были отменены. В настоящее время по Северо-Двинскому пути ходят только туристические теплоходы Яковлев и Коровин.

© kirportal.ru